Чем отличается автомобиль с автоматической трансмиссией от автомобиля с «традиционной» коробкой передач? Многие, не задумываясь, ответят: более высокой ценой, повышенным расходом топлива, большим комфортом и т.д. и будут по-своему правы. Некоторые до сих пор убеждены в том, что механическая коробка передач намного надежнее, чем гидромеханический «автомат». Если судить с конструкторской позиции, гидромеханическая трансмиссия намного сложнее. Электронное управление позволяет водителю полностью сосредоточиться исключительно на управлении автомобилем, не отвлекаясь на переключением передач. Но, не стоит забывать, что один из наиболее уязвимых элементов в механической трансмиссии – это сцепление. Именно сцепление испытывает серьезные механические нагрузки, поскольку состоит из трущихся дисков. Поэтому, при неумелом вождении первое, что выходит из строя в механической трансмиссии – это сцепление. Автоматическая коробка передач не менее уязвима при небрежном и неумелом обращении.
До сих пор в водительской среде существует множество легенд и мифов, связанных с автоматической коробкой передач. Чтобы развеять большинство из них, необходимо рассказать об особенностях управления автомобилями с автоматической трансмиссией.
С развитием автомобилестроения автоматическая трансмиссия прошла путь от гидромуфты с планетарными шестеренчатыми парами, в которой передачи переключались при помощи центробежных кулачков или давления масла, в сложные агрегаты, имеющие возможность последовательного переключения передач водителем (секвентальные КПП), и даже подстраиваться под стиль вождения владельца(адаптивные КПП). В конце 90-х на рынок вышли автоматические трансмиссии вариаторного типа, в которых передаточное число регулируется расстоянием между частями шкивов. Сегодня многие современные автомобили оснащаются роботизированными коробками передач, схожими по принципу работы с обычной механической трансмиссией, в которой переключением передач и управление сцеплением осуществляется электроникой.
Главное отличие автоматической трансмиссии от «механики» заключается в том, что водителю не приходится переключать передачи и управлять подачей крутящего момента при помощи механизма сцепления. За него это делает автоматика. Если заглянуть в кабину любого автомобиля с «автоматом», вместо рычага переключения передач мы увидим рычаг селектора. В отличие от рычага, при помощи которого водитель выбирает необходимую передачу, селектор предназначен для выбора режима работы трансмиссии. Среди органов управления автомобилем с АКПП, нет педали сцепления. В отличие от «механики», где водителю при помощи механизма сцепления постоянно приходится разъединять коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач, в автоматической трансмиссии крутящий момент передается специальной жидкостью. Вместо корзины сцепления, в АКПП имеется устройство – гидротрансформатор, состоящий из ведущих и ведомых дисков с лопатками, наподобие турбины. Жидкость ATF отбрасывается лопатками ведущего диска на ведомый, также называемый реакторным. В результате, реакторное колесо начинает вращаться. При достижении равных угловых скоростей, гидротрансформатор блокируется и крутящий момент поступает напрямую к механизмам коробки передач. Передачи переключаются в зависимости от скости движения и оборотов коленчатого вала двигателя. Для того, чтобы начать движение на автомобиле с АКПП, сначала необходимо нажать на педаль тормоза и удерживать ее до начала движения. Затем, при запущенном двигателе, переводим селектор коробки передач в положение, соответствующее дорожному покрытию. Для движения по гладкой и ровной поверхности, например, по асфальту, достаточно перевести рычаг селектора в положение «D» (drive). Другие режимы, обозначаемые как L, 1,2, 3 и т.д., необходимы для движения по рыхлым грунтам или с большей нагрузкой. При активации какого-либо из режимов следует учитывать, что «автомат» будет включать только передачи, при которых обеспечивается наибольшая тяга. Например, режим «L» или «1» позволяет двигаться только при использовании первой передачи. Все режимы допустимо переключать как на стоянке, так и во время движения. Режим O/D (overdrive) необходим для движения по шоссе с высокой скоростью для экономии топлива. Этот режим, по сути, является аналогом повышающей 5-й передачи. Для движения задним ходом, достаточно включить режим «R» (reverse). Очень важно включать задний ход только при полной остановке автомобиля с некоторым замедлением. Резкие переключения реверса негативно сказываются на механизмах коробки передач. Во всех случаях, педаль рабочей тормозной системы является активным органом управления. С ее помощью автомобиль удерживается от движения, когда включен режим, кроме «N» (neutral). При управлении автомобилем с АКПП вы почувствуете рад преимуществ. Нет необходимости постоянно переключать передачи и работать педалью сцепления. При кратковременной остановке на подъеме для того, чтобы начать движение, достаточно отпустить педаль тормоза при условии, что включен режим движения. Возможность отката назад при трогании с места полностью исключена. Как только вы отпускаете педаль тормоза, автомобиль срезу же начинает движение вперед. Это еще одно из преимуществ АКПП. При кратковременных остановках в пробке или на светофорах вполне допустимо удерживать автомобиль нажатием на педаль тормоза. При длительных остановках (свыше 5-10 минут и более) желательно переводить селектор в нейтральное положение (режим «N»). Дело в том, что при активном режиме рабочая жидкость в коробке передач достаточно сильно нагревается и чтобы избежать перегрева, лучше отключать режим движения при длительном простое с работающим двигателем. Многие новые модели автомобилей премиум-класса автоматически останавливают двигатель при длительной стоянке в пробках или при ожидании на переезде.
Как уже было сказано выше, движение в тяжелых дорожных условиях или при высокой нагрузке (рыхлый снег, грунт, движение с прицепом), движение лучше начинать, включив режим пониженных передач. В этом случае, вы предотвратите сильный износ деталей трансмиссии. До сих пор бытует мнение, что на "автомате" нельзя буксовать, а также буксировать прицепы и другие автомобили, а в случае поломки продолжать движение только на эвакуаторе. Это не совсем так. При застревании в снегу или рыхлом грунте, для того, чтобы выехать с трудного участка, используется тот же метод «раскачки», что и на автомобиле с ручным переключением передач, но с некоторыми отличиями. Во-первых, селектор необходимо переставить в положение, которое обеспечивало бы высокую тягу и исключало включение высших передач. Плавно нажимая на педаль акселератора, пытаемся сдвинуть автомобиль с места. Как только ведущие колеса начали пробуксовывать, нажимаем педаль тормоза, затем с некоторым замедлением переводим селектор в положение заднего хода («R»). После чего пытаемся съехать назад. Процедура повторяется до тех пор, пока автомобиль не выйдет по колее, проторенной в рыхлом покрытии. Категорически избегайте резкого переключения реверса! Режимы включайте только при полной остановке автомобиля.
Если вы буксируете прицеп или другой автомобиль, движение лучше начинать с режимов, обеспечивающих включение пониженных передач. При достижении скорости свыше 40 км/ч, в зависимости от дорожного покрытия, селектор можно переключить в положение «D». При движении обязательно следите за температурой рабочей жидкости. Если возникла необходимость буксировки вашего автомобиля, ни в коем случае не стоит забывать переключить селектор в нейтральное положение («N»). При включении других режимов, особенно режима «P» (parking) вы рискуете серьезно повредить агрегат! Любая буксировка автомобиля с автоматической трансмиссией осуществляется только в режиме «N». Начинать движение следует плавно, без рывков, постоянно следя за температурой жидкости ATF. Если возможность следить за температурой отсутствует, двигаться на буксире следует не более 2-х часов, с остановками 20 -30 минут для охлаждения рабочей жидкости. В других ситуациях управление автомобилем с АКПП практически ничем не отличается от управления автомобиля с «механикой». Бережное и рациональное отношение к управлению автомобилем а автоматической коробкой передач будет залогом долгой и надежной ее работы и вашего удовольствия от вождения.