Осведомлённость о проблемных местах тех или иных моделей автомобилей – это только 30% уверенности при подборе машины с пробегом. Но, как и у любого сложного механизма, у автомобилей есть участки, которые не отличаются надёжностью и характерны большинству авто. Их необходимо знать и уделять им внимание при выборе конкретной модели. Современные автомобили имеют на борту много сложных узлов и механизмов, которые «благодаря» времени и несвоевременному обслуживанию могут подвести в любой момент.
Для начала нужно обратить своё внимание на те узлы и механизмы, которыми водитель пользуется постоянно.
Средства обзора. Зеркала
Наличие у зеркал электропривода требует своевременного обслуживания. При его отсутствии ресурс механизма заметно снижается. Это связано в первую очередь с тем, что зеркала принимают на себя в числе первых все климатические аномалии: лёд и снег, грязь и воду. Это главная причина выхода из строя механизма регулировки зеркал. Особенно при низких температурах. Усиливает эту тенденцию наличие автоматического складывания зеркал при парковке и маневрировании задним ходом.
Другим «узким местом» зеркал является наличие автозатемнения. Салонному зеркалу практически ничего не угрожает. Оно не теряет своих потребительских свойств на протяжении всего срока службы автомобиля. Чего не скажешь о его боковых собратьях, которые могут не пережить даже первой холодной зимы. На их поверхности появляются отёки, пятна и затемнённые участки. Это связано не только с температурными максимумами, но и агрессивными противолёдными реагентами, которыми обрабатывают дороги.
Микроклимат. Кондиционер
Автоматическое управление кондиционером, реализованное через систему датчиков, приводов заслонок и клапанов, очень удобно, пока новое. Со временем механизмы управления заслонками начинают работать непредсказуемо. В этом им помогают «уставшие» датчики температуры. Водителю становится трудно добиться нужных параметров климата. Особенно, когда на дисплее управления климатом начинают выгорать пиксели. Ремонт потребует не только дорогостоящих запчастей, но и разборки всей передней панели. В особо запущенных случаях, справиться с погодными катаклизмами в салоне можно только заменой панели климат-контроля.
Средства фиксации. Кресла
Электрифицированные кресла со временем тоже преподносят сюрпризы. С возрастом в тепле и сочувствии отказывают нагревательные элементы в сиденьях. В зависимости от конструктивных особенностей, их замена приносит владельцу счастья ненадолго. В более «жирных» комплектациях у сидений появляется блок памяти и вентиляция. К ним особых претензий нет. Чего не скажешь о механизме сервопривода. Если предыдущий владелец имел большую массу тела, то нагрузки на кресло были значительны. Это нагружало и электромеханическую часть кресел, что приводило к преждевременному износу их привода.
Средства соляризации. Люк
Наличие в автомобиле люка даёт возможность владельцу принимать солнечные ванны и делать фотографии с интересных ракурсов. Но это достаточно привередливый механизм, требующий постоянного обслуживания. Он, как и зеркала, находится на переднем крае взаимодействия со всеми климатическими невзгодами. «Помогают» этому древесные почки и тополиный пух, а также птичий помёт, которые норовят забить дренажи. В результате – мокрый салон и трудно устраняемые потёки на обивке.
Средства релаксации. Мультимедиа
Технический прогресс не стоит на месте и у подержанных авто мультимедийные системы частенько бывают уже «неродными». В результате велика вероятность сбоев в работе этих устройств. Этот процесс усиливают конфликты с сигнализацией, системами бесключевого доступа и дистанционного запуска двигателя.
От тактильной части неисправностей нужно перейти к механическим.
Дорожный комфорт. Активная подвеска
Обычно автопроизводители активируют подвеску двумя способами: пневматическим и электрическим. Пневма требует больше вложений по причине своей сложности. Но она же дарит владельцу «бархатную» плавность хода автомобиля на любой дороге. За удовольствие надо платить заменой пневмобаллонов, компрессора, датчиков положения кузова, блока управления и пневмотрубок.
Сложность и периодичность ремонта пневмы зависит от автопроизводителя и конкретной модели. Если пневмобаллоны не прикрыты кожухами, то без регулярной чистки они протираются через 100 тысяч километров. Вдобавок на морозе может случиться недержание воздуха у нижнего обжимного кольца. Ещё одна причина кособокости на одну сторону или колесо – это когда вышел из строя датчик высоты либо травят воздух клапаны. При регулярной потере воздуха в системе не выдерживает и компрессор.
Электронноуправляемые амортизаторы хоть и редко встречаются в подвеске машин, но тоже готовы со временем преподнести сюрприз. Электроника может «впасть в кому» при слабом контакте в соединениях проводов с многочисленными датчиками. Да и электромагнитные клапаны не дадут заскучать.
Таким образом, при покупке авто с активной подвеской нужно изучить её конструктивные особенности. Если амортизаторы выполнены одним узлом с пневмобаллонами, такой вариант отклонить нужно сразу. Либо заменить их на обычные с пружинами, которые в разы дешевле.
Безопасность вождения. Шины
Чем больше диаметр колёсных дисков, тем машина выглядит более спортивно и управляется соответственно. Правда, на этом все плюсы и заканчиваются. А минусы – тут как тут.
Применение низкопрофильной резины на «больших» дисках черевато пробоями даже на безобидных дорожных стыках. Цена такой резины тоже велика. Следующими пострадавшими от такой «красоты» являются практически все элементы подвески: ступичные подшипники, стойки стабилизатора, шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов. Причём шаровые и сайлент-блоки часто поставляются только вместе с рычагом, а их количество может достигать по пять штук на каждое колесо. Всё это дополнительные расходы.
Моторы и трансмиссии
Дизели с турбонаддувом
Двигатели на «тяжёлом» топливе отличаются завидным моторесурсом. Но в отличие от бензиновых собратьев, их часто подводит качество топлива. Так, первыми из-за этого страдают форсунки и сажевый фильтр. Если при пробеге до 100 тысяч километров забитый сажевый фильтр «прожигается» через программу самоочистки дополнительной порцией топлива, то после 200 тысяч километров пробега закисший датчик системы регенерации запечатывает безвозвратно соты сажевого фильтра. Тяга мотора падает, появляются ошибки в работе блока управления двигателем. Одновременно с топливными форсунками (как пьезоэлектрическими, так и электромагнитными) обычно просится «на покой» и топливный насос высокого давления. И этот момент нельзя пропустить, а то алюминиевой стружкой забьёт всю топливную систему.
Так как дизели в большинстве своём оснащены турбинами, то их болезни также необходимо учитывать. А именно: отказ пневмоклапанов, преобразователя давления, течи трубок подвода масла. В конечном итоге – перегрев и выход из строя всей турбины.
Ещё одним проблемным местом дизелей является система рециркуляции отработанных газов вместе с клапаном вентиляции картера. Их нужно содержать в чистоте и регулярно промывать. А то из-за ошибок в работе клапана EGR двигатель может внезапно потерять мощность на разгоне и дёргаться на малых оборотах. За забитым отложениями клапаном EGR закоксовывается впускной коллектор вместе с заслонками. В итоге – двигатель лихорадит, а система управления констатирует ошибку.
Нельзя обойти стороной модуль управления свечами накаливания, который не отличается долголетием, а сами свечи норовят засесть намертво в головке блока цилиндров.
Бензиновые турбомоторы
Оснащённые турбиной бензиновые двигатели способны преподнести не меньше «сюрпризов», чем турбодизели. Главная опасность таких двигателей – перегрев. Вскипятив один раз двигатель, можно надолго увязнуть с ремонтом головки блока цилиндров. О чём сразу же оповестят следы масла в расширительном бачке системы охлаждения.
Заправки на бензиновых моторах тоже нужно выбирать с пристрастием: при некачественном топливе катализаторы разрушаются, и крошки их керамических сот становятся причиной задиров в цилиндрах.
Ещё трепетней к качеству бензина относятся моторы с непосредственным впрыском из-за конструкции форсунок, которые боятся отложений. В результате замене подлежат не только сами форсунки, но и насос высокого давления.
Трансмиссия. Коробки передач
Механические коробки среди трансмиссий стоят особняком. Диагностировать их неисправности достаточно просто. Если синхронизаторы «хрустят» при переключении передач, значит, ремонт неизбежен. Подкинуть неприятностей может и двухмассовый маховик, который иной раз живёт меньше сцепления – начинает громыхать через 145 тысяч километров пробега.
По поведению АКПП степень её износа диагностировать трудно: электроника эффективно адаптирует её работу к пониженному давлению масла. Правило здесь такое: чем выше нагрузки при резких стартах, тем больше износ фрикционов. Продукты износа забивают управляющие клапаны гидроблока. Рваный режим работы АКПП – это следствие плохого состояния масла. Вернуть коробку в строй на ранних стадиях заболевания способна внеочередная инъекция чистого масла.
Но в толчках и подёргиваниях в трансмиссии не всегда виновата АКПП. Их источником бывает и изношенная муфта в раздаточной коробке.
Бесступенчатая трансмиссия типа вариатор встречается на авто довольно часто. Главным расходным материалом её является приводной ремень либо цепь. При появлении толчков от проскальзывания с заменой тянуть не стоит, а то придётся вдобавок менять и дорогущие конусы. Вариатор, как и АКПП, одинаково привередлив и к уровню, и к состоянию трансмиссионного масла. Обогатившись продуктами износа, грязное масло способно засорившимися каналами довести до замены модуль управления.
Роботизированные коробки с сухими и мокрыми пакетами фрикционов сравнимы с обычной «механикой». Детские болезни первых итераций уже вылечены. Правда из-за сбоев датчиков включённой передачи может «полететь» весь блок мехатроники. Главное средство защиты «роботов» от продуктов износа (включая и металлическую стружку), исправно поставляемых в смазку блоком сцепления и муфт, замена масла: чем чаще, тем лучше.
Трансмиссия. Полный привод
Полноприводная трансмиссия имеет много плюсов в повседневной эксплуатации. Но и минусы тоже есть. В зависимости от того, как реализовано подключение полного привода, зависит и срок его эксплуатации. У любителей «зажечь» поголовно перестаёт подключаться второй мост из-за выхода из строя моторедуктора управления раздаточной коробкой. Если полный привод подключается муфтой, то в его «умирании» виноват забитый продуктами износа фрикционов масляный насос. Этому способствует и отсутствие полноценного масляного фильтра.
В любом случае, все муфты привода колёс и электронные системы распределения крутящего момента, а также планетарные редукторы и многодисковые сцепления – узлы интенсивно изнашиваемые. Они не любят ударных нагрузок при разгонах и пробуксовке при внедорожных режимах эксплуатации.
Итого
Основная проблема при покупке подержанных автомобилей заключается в том, что, несмотря на широкий выбор, «живых» экземпляров мало. В основном уезженные или с тёмной историей. Поэтому при покупке лучше не пожалеть денег на проверку у криминалиста и в техническом центре.
Рекомендации по подбору сводятся к следующему:
- не более двух владельцев по ПТС;
• никаких намёков на скрученный пробег;
• доскональная диагностика всех систем и механизмов;
• никакой перекраски силовых элементов кузова.