Гидроблок «Мозги»

Почему Гидроблок АКПП называют - "Мозги"?

Гидравлическая клапанная плита на профессиональном сленге действительно называется - "Мозги".

Это потому, что чисто внешне напоминает мозг с его извилинами. Отчасти - потому, что в 20-м веке гидроблок выполнял функцию "мозга" автомобиля, принимая решения: когда и какому узлу нужно включаться в работу. Действительно, гидроблок был настоящим мозгом гидравлически управляемой трансмиссии, управляя переключениями с помощью простых механических устройств вроде Говерноров.

С приходом электроники и электроклапанов-соленоидов, настоящим "мозгом" стал не гидроблок, а ЭБУ (электронный блок управления). А гидроблок стал чем-то вроде "спинного мозга". Объединившись вместе с ЭБУ - компьютером АКПП, гидроблок АКПП является настоящим мозгом трансмиссии.

"Мозги" АКПП состоят из двух важных узлов:

- Электронный блок управления трансмиссии (ЭБУ или ТСМ-анг.- transmission control module).
- Гидравлическая клапанная плита (valve body).

И между клапанными плитами - самая капризная деталь, требующая замены - прокладка гидроблока.

Первый (ЭБУ) работает электрическим током и импульсами-командами (как кора головного мозга - посредством нейронов) основываясь на информации от датчиков-сенсоров, а второй (Гидроплита) - работает гидравлическим маслом - "снабжает кровью и вырабатывает химию гормонов", управляя всем организмом.

Раньше ЭБУ находился под капотом или под панелью автомобиля. А с начала 21века стало принято соединять капризную электронику с гидроплитой внутри АКПП, где рабочая температура считается стабильнее.

То есть интеллектуальный мозг (ЭБУ) АКПП соединился с гидравлическиммозгом (клапанной плитой). Это позволило упростить конструкцию АКПП, но усложнило задачу производителям электроники.

Но это еще не весь "мозг" автомобиля. Существует еще "головной" мозг всей машины - ECU (Engine Control Unit или Module). Некоторые рисковые автопроизводители объединили все компьютеры в один и назвали его по-американски Powertrain Control Module.

Это - "мозги" всего автомобиля. Вернее это сочетание "головного мозга" (ECU), управляющего двигателем и всей машиной и "спинного мозга" (TCM), управляющего АКПП.

Для чего служит Гидроблок в АКПП.

Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов)узел коробки передач, состоящий из клапанов,соленоидов,датчиков,аккумуляторов и соединяющих их каналов.

Гидроблок управляется с помощью электросигналов от компьютера и распределяет(направляет) давление масла от маслонасоса в нужный барабан сцепления для переключения передач в АКПП и блокировки гидротрансформатора.

1 из 4
 
 

Можно сказать, что гидроблок исполняет роли - нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и нашей руки, переключающей рычаг КПП, кроме того он еще является самим таким рычагом а также еще и мозгом, передающим команды рукам и ногам.

Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз и по самому эффективному и экономичному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов - выравнивание скоростей валов - включение сцепления следующей скорости.

Вся технология переключения на другую скорость отработана конструкторами настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ти... 8-ми ступенчатых автоматах при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато.

Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят сначала к толчкам при переключении а позже и вообще к проскальзыванию сцепления.

Типичные неисправности гидроблоков.

Гидромеханические клапанные плиты обладают весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служат весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет.

-основной проблемой гидроблоков долгие годы является "старость" отдельных элементов и грязь каналов-"атеросклероз".
- забившиеся фрикционной грязью клапаны, золотники и плунжеры, которые не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы).
- процарапанные металлическим "мусором" поверхности каналов, муфт,износ золотников, протечки масла через них.
- износившиеся расходники: ослабевшие пружины возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина колец и т.д. (замена расходников решает большинство проблем).

Неисправности соленоидов - электроклапанов проверяются диагностическим оборудованием (сопротивление, срабатывание, износ...). Промываются, ремонтируются с заменой втулок или заменяются полностью.

Неисправности датчиков. Перегреваются, забиваются намагниченной пылью из масла, перегорают... Легко лечится или очисткой датчиков или заменой, если замер сопротивления указывает на эту неисправность.
Неисправность проводки. Короткое замыкание или обрыв проводов. Самая любимая неисправность для мастеров и владельцев. Лечится заменой проводки без дорогого и долгого демонтажа коробки.
Неисправность электроплаты. Диагностика производится по кодам ошибок.Большинство электроплат успешно ремонтируются,заменой сгоревших элементов. Обычно это - один из датчиков.
Неисправность самой гидроплиты (загрязненность или износ).Старение расходников - прокладки гидроблока, резиновых уплотнений, фильтров. Самый частый источник всех проблем, вызванный временем и грязным маслом, в основном из-за изношенных фрикционов и клеевого слоя, которым фрикционные накладки приклеены к стальной основе.
Нарушение герметичности из-за задубевшей резины, из-за чего масло не попадает туда, куда нужно или наоборот, - попадает туда, куда не нужно.

С каждым годом гидроплиты становятся все сложнее, и их начинка все разнообразнее и появляются такие экзотические расходники как бумажные прокладки с встроенным сетчатым фильтром, фильтры-сетки для каналов и для соленоидов, пластиковые клапана, и многое другое.

Износ материала плиты и золотников. Быстрые разгоны достигаются за счет того, что все сцепления (и особенно сцепление бублика") переключаются с "режимом управляемого проскальзывания" гидротрансформатора (и фрикционов). Теперь переключение происходит по сложной кинематической схеме и практически незаметно, используя фрикционы гораздо более интенсивно.

Из-за этого масло и нагревается быстрее, и фрикционы сорят больше. Загрязнение масла и вызывает - отложения спрессованной фрикционной пыли, смешанной с металлической крошкой от износа металлических деталей.

Эта грязь откладывается во всех тихих уголках (клапана плиты, золотники, соленоиды) и затрудняет работу клапанов, а также изнашивает поверхности трения и ухудшает охлаждение. Именно эти свежие отложения вымывает при смене горелого масла которые вместе с отслоившейся фрикционной бумагой забивают каналы плиты.

Обслуживание гидроблока. Конструкцию современных (6-ти ступенчатых) АКПП стали проектировать таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку.

Только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП - AISIN CO, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:

- первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).
- следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона.

И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом.

Что если еще поездить с "пинающимся" гидроблоком?

В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному.Возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты:

-протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, ... 3-4 скоростей.
-к неработающей блокировке гидротрансформатора с вытекающими отсюда проблемами перегрева и перерасхода топлива.
-(частая проблема) - к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок.

Наиболее популярное место ремонтов - клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр.

Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока. Когда тело гидроблока изношено свыше допустимых 30-50 микрон, приходится менять саму гидроплиту.

Подписывайтесь на нас в Вконтакте и Instagram.